Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа
Методика адресована педагогам и
родителям. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10
лет.
Инструкция:
Перед вами 80 вопросов,
систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и
деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому
параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство
личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но
проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное
свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и
деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще
проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку
по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по
второму - во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку,
потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую
клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.Попросите
других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои
оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что
сделает результаты более объективными.
Лист вопросов:
1. Склонен к логическим рассуждениям,
способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто
предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро,
все "схватывает на лету".
4. В рисунках нет однообразия.
Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей,
ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к
музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или
стихи.
7. Легко входит в роль какого либо
персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со
сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление
ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и
исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится
всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и
прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что
нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную
скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и
настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ,
начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные
приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек,
приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении
незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх
и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли,
имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и
использовании различных предметов (например, использует в играх не только
игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и
проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные
композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо
придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение
голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах
неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных
играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним
событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти "с
головой" в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе
на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе,
чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой либо новый
материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских
домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или
танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых
деталей в рассказах о событиях, все не-существенное отбрасывает, оставляет
главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену,
способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы
механизмов.
39. Улавливает причины поступков других
людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду,
в классе.
41. Любит решать сложные задачи,
требующие умственного усилия.
42. Способен по разному подойти к одной
и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную,
разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает
композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и
т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится
пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие
слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и
чувства.
47. Склонен передавать чувства через
мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают)
журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями
других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет
хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать
события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и
разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи,
научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для
того, чтобы выразить свои чувства и на-строение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь
инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие
детали, которые важны для понимания со-бытия (что обычно не умеют делать его
сверстники), и в то же время не упускает основ-ной линии событий, о которых
рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные
реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать изобретения, часто
задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя
ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на
открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти
символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы
решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные
изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить
свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается
добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и
известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует,
передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над
конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели
летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать
его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное
время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает
много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Способен предложить большое
количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать
научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как
правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)
74. Может высказать свою собственную
оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось,
в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные
мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих
героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен
внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
Фамилия Имя ребёнка______________________
Фамилия Имя ребёнка______________________
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
57
|
58
|
59
|
60
|
61
|
62
|
63
|
64
|
65
|
66
|
67
|
68
|
60
|
70
|
71
|
72
|
73
|
74
|
75
|
76
|
77
|
78
|
79
|
80
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий