Для вас, родители!


Советы психолога (родителям)...

 Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть! Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
Знаете ли вы своего ребенка?
Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д. Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще так, как мы поступаем в нашей жизни. Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей. Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют. Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!)- у каждого свои механизмы восстановления). Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите — ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание)....
Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и пр. проблемы. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание. Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношени... Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами — значит доверять. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей (что я чувствую, что другой чувствует). Развивать способность к эмпатии (сочувствию).
Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!». Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок....
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон Ваших взаимоотношений. А что означает «плюс»? Например, в семье заведено, что по выходным дням все вместе отправляются на прогулку, мама печет вкусный пирог, папа идет с детьми на рыбалку… Когда взрослый уделяет им специальное внимание, и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка. Если случается непослушание или проступок, то «праздник» отменяется. А какой практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам...
Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой. Повышение самооценки....
В помощь родителям
Иногда родители не правильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение. Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку. Выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребёнка очень не легко.
Притча «Мудрец и бабочка»
Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его: - Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: — У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: — Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: — Все в твоих руках....



взято с http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/sovety-psikhologa-roditeljam/...


          Сколько времени уделять ребёнку?

"Сколько времени уделяете ребенку?" - этот вопрос вы наверняка встречали в анкетах для родителей. "Необходимо больше быть с детьми", - пишут в многочисленных педагогических статьях и говорят в публичных лекциях. Однако, если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями и было ли ему это приятно: "Мы ходили в луна-парк, а затем зашли в кафе, ели мороженое. Мне так понравилось летать с папой в самолете..." Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе (в психологическом смысле слова), для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.
Часть времени дошкольник и младший школьник проводят, играя сами с собой, с друзьями, в детском саду или школе, занимаясь рисованием, конструированием, чтением и т. д. Но кроме всего этого ему необходимо общаться с вами.
Ребенок до трех лет очень чувствует ваше присутствие в том пространстве, где пребывает он сам. Иногда кажется, что ребенку все равно, чем занят родитель, лишь бы он был рядом. В этот период жизни взрослый, находясь рядом с ребенком, создает у него необходимое чувство безопасности.
   Обратимся к экспериментальным исследованиям известного американского ученого Г. Ф. Харлоу с нашими наиближайшими родственниками - обезьянами. Когда перед детенышами макаки ставили механически двигающегося и бьющего в барабан медвежонка, то они в ужасе убегали и прятались где-нибудь в уголке комнаты. Однако если вблизи находилась мать, то они быстро ее находили, прижимались к ней и сразу успокаивались, начинали рассматривать неизвестный, наводящий ужас предмет, потом потихоньку приближались к нему, прикасались, изучали его.
   Детеныши пересиливали себя, потому что ощущали себя более безопасно из-за присутствия матери. В такой же ситуации обезьянки без матери надолго замирали в уголке, отказываясь от исследования неизвестного. Этот эксперимент я вспоминаю каждый раз, когда вижу подобные сценки: мать с трехлетним ребенком приходит в гости к подруге. Кажется, что никакая сила не способна оторвать ребенка от платья матери - так крепко он в него вцепился. Однако проходит некоторое время, и малыш начинает "вылеты" с "авианосца-матери", постоянно возвращаясь обратно. Еще немного - и малыш совсем свободно чувствует себя в новой обстановке, иногда приходится даже усмирять его.
  Ребенку более старшего возраста необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с сыном или дочерью время. Не сколько времени вы пробыли с ребенком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.
Поясним это примером, который каждый из вас может видеть довольно часто.
   Мать и ребенок утром идут в детский сад. Мать что-то говорит, ребенок отвечает, сам спрашивает о чем-то. Только десять минут, а у обоих впечатление хорошо проведенного времени, ощущение общности, которое так хочется повторить. Другая пара - мать тащит за руку неохотно идущего малыша. Оба идут молча. Мать мысленно уже на работе, малыш - в так непривлекательном детском саду. Они не общаются, они просто рядом.
   "Жизнь настолько напряженна, что у меня не хватает времени заниматься с ребенком", - часто говорят родители. Разрешите не поверить. В сущности, какого-то специального времени для этого не надо. Достаточно и тех промежутков времени, когда вы дома, субботы и воскресенья. При этом совсем не обязательно, чтобы каждую свободную минуту вы чем-то занимались с ребенком, играли, рассказывали. Не надо мучиться мыслью, что вы уделяете ему недостаточно времени.
 У каждого человека периодически возникает состояние, когда часами, днями он не хочет ни с кем говорить, общаться, чувствует усталость, раздражение и хочет остаться наедине с самим собой. И вы в этом отношении не исключение. Лучше такие часы пережить с самим собой, чем принуждать себя к "необходимому общению" с ребенком. Если вы в таком состоянии вышли погулять с ребенком, ему вряд ли удастся даже самыми сердечными рассказами привлечь к себе внимание - вы весь в себе. Что проку от такого "общения"? Зачем тогда тратить время? Это неразумно и не экономно с вашей стороны Играйте, гуляйте с ребенком тогда, когда вы действительно настроены общаться с ним. Время, проведенное с сыном или дочерью только по родительскому долгу, мало приносит радости обоим.
  Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чем говорить с ребенком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему. Чего-чего, а выдумки, оригинальности в этом деле детям не занимать. Не мешайте им, и вы быстро очутитесь втянутыми в разнообразнейшие мероприятия.
   Начнем с разговора как с самой привычной формы общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними, о чем говорите с другими, где работаете и с какими трудностями сталкиваетесь. Если будете слушать и отвечать, вас просто погрузят в море вопросов о том, как устроен автомобиль, откуда появляются дети, почему зимой холодно, а летом жарко. Вам, наверное, тоже станет интересно, что делает ребенок в садике, в школе, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни. Уверен, что вы узнаете много нового друг о друге, почувствуете, что стали ближе друг другу. Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребенком. Чем и как? Возможно несколько вариантов.

1. Вы предлагаете ребенку подключиться к выбранному вами занятию. Например, берете его с собой на рыбалку, в поход, в мастерскую, приглашаете присоединиться к уборке квартиры, приготовлению пищи и т. п. Участвуя в ваших делах, ребенок познает мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребенком, согласовать действия, даже самая тяжелая работа станет для него большим удовольствием. Главное - не задавить ребенка своим авторитетом, опытом, "мудростью", оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упреки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребенка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребенка. Во-первых, он растет и развивается, учится на своих ошибках сам. Во-вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребенком (вы-то, наверное, не считаете себя совершенством?).

2. Вы вместе с ребенком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие. Тут главное, чтобы
выбор был в равной мере предпочтителен для обоих, иначе один из вас будет чувствовать, что делает что-то ради другого, хотя намеревался и сам лично получить удовольствие от выбранного занятия. Принятие решения должно быть демократично от начала до конца. Это непростое дело! Дети, да и вы тоже, должны научиться находить общее решение без ущерба кому-либо. Варианты совместных дел могут быть самые разнообразные: от прогулки на лодке до разыгрывания спектакля в домашнем кукольном театре. Для многих семей выбор общего занятия становится истинным откровением, ориентиром, как общаться, как проводить время вместе. Считаю, что, скажем, еженедельный совет семьи по вопросу, что делать в воскресенье, улучшает жизнь семьи вообще.

3. Вы подключаетесь к детской деятельности. Например, принимаете роль игрового партнера ребенка. В этом случае вы подчинены ему и логике самой игры. На время вы не руководитель, авторитет, родитель, а равноправный участник игры.

Если первые два варианта мы достаточно часто встречали в семейной жизни, то о третьем этого не скажем. До недавнего времени детская игра вообще считалась чепухой, на нее мало обращали внимания как родители, так и педагоги: "Это детская забава, пусть они ею и занимаются". Только в середине XX столетия психологи стали изучать игру и рассматривать ее как важный фактор психического развития ребенка. Теперь мы знаем, что игра в жизни детей имеет столь же большое значение, как во взрослой жизни - общение, творческая работа. Игра - это детский способ осмысления окружающего его мира, включения в мир взрослых и имеет все права на уважение. Играть с ребенком - это не значит стать маленьким, забавляться. Кроме удовольствия от совместной игры вы ясно поймете, чем занимаются ваши сын или дочь, что их волнует.
   Итак, вообразим, что вы решили попробовать. Получили роль шофера, везете детей - кукол дочери - в детский сад или в зоопарк, потом идете в гости, путешествуете по реке. "Изнутри" детская игра кажется значительно серьезнее, глубже. В ней развертываются настоящие жизненные драмы, решаются проблемы. Она, увидите, имеет глубокий смысл, о котором мы часто и не подозреваем. Поэтому совместная игра - это один из лучших способов узнать, что волнует ребенка, как он воспринимает окружающих людей, в том числе и вас.
   Попробуйте хотя бы так. Поиграйте в семью. Возьмите себе роль ребенка, а ребенок пусть будет отцом или матерью. Хотя фантазия ребенка чрезвычайно богата, то, во что он обычно играет, мало выходит за рамки опыта, полученного в семье. Прислушайтесь, что он (она) говорит, будучи родителем, как обращается с "ребенком" - ласково, сердито, грубо или назойливо, - и вы увидите себя в зеркале своего наследника. Уверен, многое вас удивит и заставит задуматься. Кроме этой личной выгоды в игре, у вас есть прекрасная возможность показать ребенку, что вы сами чувствуете, общаясь с ним, какое его поведение вас будоражит. Вы даже можете несколько корригировать поведение ребенка во время подобной игры. Например, что-то в его поведении вас выводит из терпения. Скажем, по утрам, когда нужно спешить, хотя вы заранее договорились, как будете действовать, ребенок пренебрегает этим и начинает по разным поводам капризничать. Вечером сыграйте его поведение как можно образнее, пусть он сам в роли отца или матери попробует справиться с этой ситуацией Может быть, ребенок в игре, в спокойном состоянии иначе посмотрит на свое поведение и поймет, почему родители не слишком вежливо обходятся с ним при таких обстоятельствах.
  Однако чрезмерно увлекаться подобными "примерами" психологической коррекции не следует - ребенку вы можете стать непривлекательным партнером. В первую очередь игра - это обоюдное удовольствие. И не забывайте, что в игре лидер и авторитет - ребенок, а вы - робкий ученик. Не переступайте границ своих полномочий.
  Все три варианта общения с ребенком имеют свои положительные стороны. Каждый из них желателен или даже необходим для полноценного общения. Когда вы включаете ребенка в свою деятельность, он приобщается к миру взрослых, чувствует свою значимость, научается придерживаться определенных норм поведения не потому, что вы так велите, а потому, что таковы требования самой деятельности. В другом варианте, когда вы сообща решаете, что делать, ребенок научается демократическому общению: способам, как выбрать то, что всем, а не ему одному нравится. Он учится общаться на равных. В третьем случае, когда вы включаетесь в детскую деятельность, вы сами учитесь понимать ребенка, а ребенок от совместных игр, где он играет первую скрипку, получает чувство собственной значимости, повышается его самооценка и возникает чувство партнерства с родителями.
 И главное. Во всех случаях, если ребенок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более теплые чувства.

Источник: Гинтарас Хоментаускас "Семья глазами ребенка"




Как быть с детской ревностью?

Наверное, многие мамы задают себе вопрос: как и когда начинается детская ревность? Хорошо это или плохо? Нормально или ненормально? 

Прежде всего, не нужно относиться к такой ревности как к чему-то ненормальному. Это чувство возникает у ребенка оттого, что он любит. Если он не способен к любви, то не проявляет и ревность. Проявление ревности у ребенка может принимать самые неожиданные формы.Например: девочке исполнилось 3 года, когда родился мальчик… Она была в восторге от того, что у нее будет маленький братик, или вообще, маленький ребенок. Но обнаружилось, что если мать держала младенца на руках, то она обязательно должна была пойти и сесть на колени к отцу, и наоборот. Она хотела, чтобы мама читала ей, пока кормила ребенка, или, по крайней мере, сидела около нее. Постепенно это как-то разрешилось. Ревность сошла на нет, и все было тихо до тех пор, пока брату не исполнилось год или около того - он стал вставать, играть в манеже и т.д. И тут возникла куча неприятностей с игрушками. Мать достала для мальчика прежние игрушки сестры, и, конечно, она узнала их… И тут же: "Это мое, мое, мое…" И началось, - она снова хотела играть своими младенческими игрушками, и тогда пришлось купить мальчику игрушки, которые были бы исключительно его, а то не было никакого покоя.

Но есть и менее здоровые аспекты ревности, в особенности у детей со скрытным характером. Не каждый ребенок может сказать о своих переживаниях. Хотя, безусловно, это дало бы возможность ребенку освободиться от ревности. К сожалению, дети редко говорят об этом. И если мама вовремя не поможет ребенку преодолеть это чувство, то со временем могут возникнуть неожиданные проблемы в более старшем возрасте.

Постепенно, по мере того как дети растут, возникает ревность по поводу более сложных вещей. Но поначалу довольно очевидно, что ревность касается нарушенных отношений, ведь каждый ребенок хочет, чтобы мама принадлежала только ему. Сначала идет борьба за обладание, а ревность - как чувство - приходит позже. Ребенку очень важно ощущать себя в безопасности, а это то, что именно родители могут дать своему ребенку.

Процесс развития ребенка связан с очень сильными эмоциями, и маленькие дети очень эмоциональны. Мы, взрослые, считаем себя счастливыми, когда нашли способ сохранить в себе что-то от детской интенсивности переживаний, маленькие дети на только ощущают все с чрезвычайной остротой, но их также очень трудно отвлечь от той реальности, которая их беспокоит. У них еще не было времени создать личные способы защиты от слишком мучительных чувств. Именно поэтому они так сильно страдают, и именно поэтому так важно помочь ребенку выразить чувства в связи с событиями, выходящими за рамки ординарного.

Чувства маленьких детей очень интенсивны, а тревоги или конфликты так мучительны, что в тех случаях, когда им не предоставляется возможность самовыражения, им приходится организовывать защиту внутри себя. Либо ревность не пресекается и выражается открыто, или же она вытесняется, проявляясь в неадекватном поведении.

В воспитании детей нет никакого смысла стремиться к совершенству. Многое, что сложилось неправильно, залечится со временем; по крайней мере настолько, что будет незаметным. Но что-то не "срастется". Помните об этом. Давайте своему ребенку возможность для проявления гнева, ревности и агрессии в то время, когда это еще относительно безопасно и может контролироваться, если у него будет такой шанс, то он, вероятно, пройдет через фазу ревности и выйдет из нее. Иначе ревность уйдет внутрь, истинная причина будет утеряна, а для ревности будут выдвигаться ложные поводы. Чтобы избежать такого искажения, нужно обеспечить маленькому ребенку такую опеку, которая позволит ему быть ревнивым, когда это оправдано. Помните, что, развиваясь нормально, соперничество и честолюбие, которые, в свою очередь, могут стать отправными точками для дальнейшего позитивного личностного роста.

Источник: http://www.psycholog-inside.ru/semya/detskaya-psihologiya/detskaya-revnost:-ka-reagirovat-roditelyam,-chtobyi-pravilno-vospitat-rebenka.html


Почему дети становятся агрессивными?

Вы стоите на детской площадке и с умилением смотрите на своего ангелочка, мирно играющего в песочнице. Как вдруг он размахивается своей маленькой ручкой – и бьет другого ребенка по носу. 

Агрессивное поведение пугает родителей, но обычно это нормальный этап развития ребенка. Многие дети в возрасте 3-4 лет отбирают игрушки у сверстников, лупят их, пинают – и кричат при этом до посинения. Иногда причина кроется в страхе – малыш может начать кричать просто из-за того, что другой ребенок сильнее. 

Кроме того, иногда это связано с усталостью и стрессом. В конце концов, ваш малыш сейчас приобретает массу новых умений – от навыка использования ножниц до составления сложных фраз. Ребенок может перевозбудиться из-за всего того, чему он пытается научиться – и в результате срывается на других детей. Если конфликты происходят в детском саду, который малыш начал посещать совсем недавно, причина агрессии может заключаться в тоске по дому. И если ко всему прочему ребенку кажется, что его обидели или на него не обратили внимания, он может выместить накопившееся, толкнув первого попавшегося на дороге ребенка. 

Малыш может быть просто уставшим или голодным. Ребенок в этом возрасте пока что не всегда понимает, что делать с этими неприятными ощущениями, поэтому просто кусается, дерется или закатывает истерику. 

Хорошая новость заключается в том, что ребенок со временем перерастет агрессивное поведение – когда научится решать проблемы при помощи слов, а не кулаков. Помогите ему понять, что он добьется большего путем переговоров, а не таская друзей за волосы.

Что делать с агрессивным поведением?

Реагируйте быстро 
Если ребенок поступает неправильно, лучше сразу ему об этом сказать. Отведите его в сторонку для небольшого тайм-аута – ребенку этого возраста достаточно 3-4 минут. Главная идея, которую нужно донести до ребенка – это связь между его поведением и последствиями. Нужно объяснить ему, что если он дерется или кусается, то пропустит все веселье. Как бы вы ни были рассержены сами, старайтесь не кричать на ребенка, не шлепать его и не ругать за непослушание. Такие меры не заставят ребенка изменить поведение, зато вы наглядно продемонстрируете ему, что вербальная и физическая агрессия допустимы, если человек злится. Вместо этого покажите хороший пример – возьмите себя в руки и спокойно отведите ребенка в сторону. 

Придерживайтесь плана 
Старайтесь всегда реагировать на агрессивное поведение одинаково. Если вы ведете себя предсказуемо («Ты снова толкнул Машу, так что посиди на скамейке еще раз») – ваш ребенок быстро к этому привыкнет. Он осознает, что из-за плохого поведения он лишает себя веселья. Это станет для него первым шагом на пути к самоконтролю. 

Обсуждайте это 
Дайте ребенку успокоиться – и обсудите то, что произошло. Лучший момент для такого разговора – когда он уже пришел в себя, но еще не забыл о происшедшем. То есть через полчаса-час. Попросите малыша объяснить, что вызвало у него вспышку гнева («Аня, почему ты поссорилась с Катей?»). Объясните ребенку, что совершенно нормально иногда сердиться, но нельзя толкаться, пинаться или кусаться. Предложите другие способы выражения гнева: пнуть мячик, стукнуть подушку, пожаловаться взрослому или просто сказать о своих чувствах («Катя, я очень злюсь из-за того, что ты забрала сиреневый карандаш!»). 

Кроме того, можно научить ребенка еще одной хитрости – уходить от ситуации или человека, которые выводят его из себя на какое-то время, чтобы продумать правильную реакцию, вместо того чтобы махать кулаками. Справиться с гневом помогают и детские книжки на эту тему, которые вы можете почитать вместе. 

Укрепляйте ответственность 
Если ребенок из-за приступа агрессии что-то сломал или разбросал, он должен помочь привести все в порядок. Например, если он сломал игрушку – помогите ему ее склеить. Если разбросал печенье или кубики – объясните, что он должен за собой убрать. Не нужно обставлять это как наказание. Ребенку достаточно понять, что это – естественные последствия агрессивного поведения. Нечто такое, что любой человек должен сделать, если он что-то испортил. 

Кроме того, ребенок должен понять, что за свое поведение нужно извиняться. Возможно, для того, чтобы это объяснить, вам придется отвести его за руку к обиженному малышу и помочь ему сказать нужные слова. Поначалу детские извинения могут звучать неискренне, но урок наверняка запомнится. 

Награждайте за хорошее поведение 
Вместо того чтобы обращать внимание на ребенка только когда он ведет себя плохо, старайтесь отмечать и те моменты, когда он ведет себя хорошо. Например, если он терпеливо ждет своей очереди, чтобы поиграть в компьютерную игру вместо того, чтобы выхватывать мышку у кого-нибудь из рук. Или когда уступает качели другому ребенку, который хочет покачаться. Скажите, что вы им гордитесь, причем объясните, почему именно: «Это было так мило с твоей стороны – дать Паше покачаться на качелях!». Можно даже завести специальный календарь – и отмечать на нем (например, специальными наклейками) дни, когда малыш смог совладать с собой и справиться с гневом. 

Ограничьте просмотр телевизора 
Многие мультфильмы и прочие так называемые детские программы, которые на первый взгляд кажутся невинными, изобилуют криками, угрозами и драками. Старайтесь следить за тем, что смотрит ваш ребенок, смотрите телевизор вместе с ним – особенно если он склонен к проявлениям агрессии. Если вы увидели на экране что-то, что вы не одобряете, поговорите об этом с ребенком: «Ты видел, как та девочка толкнула свою подружку? Так нехорошо поступать, правда?» Компьютерные игры также могут быть агрессивными. Если у вас есть старшие дети – следите за тем, чтобы они не играли в такие игры в присутствии малыша.

Не стесняйтесь просить о помощи

Некоторые дети боле склонны к агрессии, чем другие. Если такое поведение наблюдается у вашего ребенка часто, с приступами агрессии трудно сладить и из-за них возникают проблемы с учебой и другими организованными занятиями, если агрессия выражается в физических нападках на детей (или взрослых), для начала поговорите со своим педиатром. Возможно, он подскажет, как найти источник проблемы, а в случае необходимости направит вас к психологу или психиатру. Иногда за проявлениями стресса или гнева стоят не выявленные расстройства поведения или развития. Иногда это связано с эмоциональными сложностями или проблемами в семье. Профессиональная помощь требуется довольно редко – но если она все-таки понадобится, то это лучше, чем решать проблему самостоятельно. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий